Воспитай себе друга
“Мы в ответе за тех, кого приручили”
Сент-Экзюпери.
_____________________________________________________________________________________________
Для чего, собственно, я пишу эту статью? Как дрессировщик, пишу о самом наболевшем и самом важном. О том, какими Вы приводите своих питомцев на дрессировочную площадку. Кто-то, может быть, язвительно заметит: “ Для того и существуют дрессировщики, для того мы и платим им деньги, что бы из того, что мы приводим, вы делали послушных собак”. Логично, отвечу я, мы и делаем. Но как жаль и как до боли обидно, когда вместо того, что бы заниматься дрессировкой, мы тратим массу сил и времени, как нашего, так и Вашего, на исправление столь глупых ошибок воспитания или его полного отсутствия. А ведь есть вещи, которые уже невозможно исправить, такие как, например сломанная или испорченная психика. Я уже не говорю о тех, на мой взгляд, страшных моментах, когда приходится ломать или, проще говоря, ставить на место собаку, уже сложившуюся как личность, а это жестокий и болезненный процесс и собака, прошедшая через это уже никогда
не будет полноценной личностью. Именно для того, что бы дрессировщик, владелец и собака получали удовольствие от работы на дрессировочной площадке, я и пишу эту статью.Что такое полуторамесячный щенок? Образно говоря, это теплый кусок пластилина в ваших руках, из которого Вы можете слепить все, что душе угодно. Да есть врожденные особенности характера и поведения, присущие данной конкретной собаке и данной конкретной породе, этого нельзя отрицать и, естественно, это нужно учитывать при воспитании. Но самое-самое главное это то, как именно вы растите и воспитываете вашего малыша.
Для того, что бы объяснить, почему же так важно начать дрессировку/воспитание именно с младенчества, я позволю себе сделать краткий экскурс по стадиям психологического развития щенка. С возраста 3 недель и примерно до полутора месяцев щенок проходит период социальной адаптации или, другими словами, он учится общению с себе подобными. Этот процесс проходит под руководством матери и практически без человеческого вмешательства, поэтому я не буду останавливаться на этом периоде. Где-то с полутора месячного возраста щенок вступает в стадию экзальтационного развития. В этот период щенок формируется психически и неврологически, и он уже способен учиться тому, чему может учиться взрослая собака. Щенок открывает мир и, хотя запас сил четвероногого малыша еще не велик, обучение в этот период проходит наиболее эффективно и практически непрерывно. То, что запечатлено в его сознании, держится чрезвычайно прочно, сейчас его мозг как губка впитывает всю поступающую информацию, ему не нужно вдалбливать команды, он играясь все схватывает на лету. Поэтому владельцу нужно приложить максимум усилий, что бы опыт, приобретаемый малышом в это время, был положительным. Именно этот период, который закончится
к 5-6 месяцам, так важен в воспитании, именно сейчас закладывается характер, и вырабатываются привычки, ошибки, допущенные в этот момент, труднее всего исправлять. Важно, именно сейчас, показать щенку его место в доме и кто его хозяин, мягко приучить его к тому, что к нему предъявляются определенные требования и им нужно соответствовать, что есть вещи, которые нужно делать и есть вещи, которые делать нельзя.Это так же элементарно, как то, что когда наши дети идут в первый класс, то даже не умея ни читать, ни писать, ни считать, как следует, они все же имеют представление о том, что существуют буквы и цифры и, как минимум, знают часть из них.
Точно так же щенок, придя в первый раз на дрессировочную площадку, должен иметь начальные навыки дрессировки. Начиная с 5-6 месяцев с началом полового развития, щенки, как правило, становятся несколько трусливыми и не уверенными, это естественно, ведь с точки зрения других собак они уже почти взрослые, былая снисходительность старших собак к ним исчезает, появляется соперничество, а физически щенок еще так беззащитен. Поэтому, приведя на дрессировку выращенного в неге и вседозволенности щенка, вы естественно начинаете силой заставлять его что-то делать или напротив что-то запрещать, т.е. подавлять. В силу столь нежной,
в данном возрасте, психики, это, категорически, противопоказано. Из такой собаки уже практически невозможно сделать хорошего сторожа или отважного телохранителя, она будет труслива. И, напротив, щенок с правильно заложенными навыками, будет легко дрессироваться и ободряемый вашими похвалами, вырастет уверенной в себе и храброй собакой.Практическую часть этой статьи я начну, как бы странно это ни выглядело, с процесса наказания. Бить или не бить, один из самых, часто задаваемых вопросов. Я не отношусь к категории крайних гуманистов, утверждающих, что собаку нельзя наказывать ни при каких условиях, наказывать не только можно, но и нужно. Я так же, крайне скептически отношусь к наивным рассуждениям типа, рукой нельзя, а газетой можно. Неужели кто-то серьезно
верит, что собака не понимает, что бьющей газетой управляет именно поднятая рука. Это даже смешно комментировать. Да не нужно бить, ни рукой, ни газетой, без битья можно вообще обойтись. В место этого, накажите щенка самым понятным ему образом, задайте ему трепку. Да-да, именно так, крепко схватите щенка за загривок, и слегка приподняв вверх, встряхните; в случае сопротивления крепко прижмите его к полу, до полного прекращения сопротивления. Именно так в собачьей стае вожак приструнивает не в меру расшалившуюся молодежь, именно так его наказывала мать. Вслучае, с уже подросшими щенками, которых, в виду их солидных габаритов, проблематично встряхнуть за загривок, можно слегка придушить ошейником, в пределах разумного разумеется. Крайние последователи этой теории рекомендуют даже кусать собак. Я лично пробовала (правда в качестве шутки), собак это действительно устрашает, а точнее шокирует. Я бы этого не рекомендовала. Но, наказывая щенка, никогда не забывайте, что делать это можно только в момент совершения
им нежелательного поступка. Наказание даже через несколько минут после совершения проступка успеха не принесет, поэтому никогда не наказывайте щенка, если упустили момент, как бы сильно вы не рассердились.Ну а теперь непосредственно к дрессировке (под дрессировкой я подразумеваю одновременно и воспитание и обучение первичным навыкам дрессировки). Перво-наперво запомните, то, что не дозволенно взрослой собаке, не должно быть дозволенно и щенку, даже однажды. Щенок почти с одного подкрепления усваивает выгодные для него поведенческие акты, особенно если подкрепление пищевое или связанное с каким-либо другим видом удовольствия, отдых на хозяйской постели, например. Таким образом, чтобы создать у щенка стойкий стереотип попрошайки, достаточно один раз, сжалившись, угостить его чем-нибудь вкусным из своей тарелки. Погасить же выработанные таким образом навыки чрезвычайно трудно. Если же вы, относитесь к тому типу сердобольных людей, у которых кусок в горло не лезет, без того, что бы угостить ребенка, либо же, у
вас, просто не подымается рука, что бы выбросить остатки еды, то я предлагаю промежуточный вариант. Во время обеда, вы отсылаете собаку на место, если нужно, ее можно дажепривязать там, а по окончанию трапезы, зовете собаку на кухню и выдаете ей все остатки, через какое-то время собака поймет, что если она будет терпеливо ждать, то ей тоже достанется. Никогда не забывайте, что молодая собака, как ребенок, периодически пытается уяснить для себя границы дозволенного. Ваша задача – четко и ясно дать собаке понять, что можно и чего нельзя. Ваши требования должны быть всегда одинаковыми, справедливыми и выполнимыми.
Дрессируя щенка, никогда не забывайте самых главных принципов дрессировки:
1). Последовательность, ваши действия должны быть логичными, а подаваемые команды последовательны, собаки не понимают команд, типа “я сказал лежать, а не сидеть”.
2). Правильный тон, команды нужно подавать строгим громким голосом, но без крика и угроз.
3).Поданная команда всегда должна быть выполнена и именно так, как нужно, без поблажек, мол, что-то сделал и на том спасибо.
Обучение щенка, как правило, начинается с приучения к кличке. Большинство владельцев довольно успешно с этим справляются и единственное, что мне хотелось бы сказать по этому поводу, это никогда не произносите имя щенка просто так, без какой либо надобности. Если имя щенка произнесено, и он отреагировал, то обязательно похвалите его, погладьте. Иначе он научиться игнорировать свое имя.
Вторым этапом, традиционно считается, отработка команды “Ко мне”. Помните, это самая важная команда, которая в будущем, может спасти жизнь вашего питомца. Когда он в азарте погони за кошкой выскочит на проезжую часть или предупредить покус, ни в чем не повинного человека, который чем-либо не понравился вашему питомцу. Эту
команду, доведенную до абсолютного автоматизма, собака должна выполнять как робот, при любых условиях и при любых обстоятельствах. Для того, что бы с легкостью добиться беспрекословного выполнения данной команды в будущем, обучение нужно начать тогда, когда еще не прекратил свое действие рефлекс следования за двигающимся предметом, свойственный раннему возрасту животных. На первых порах команда “ко мне” подается в игре или на прогулке и обязательно сопровождается лакомством, ведь собаки, как и люди с наибольшим удовольствием делают то, что приятно. Ни в коем случае нельзя подтаскивать щенка силой или подавать команду с угрожающей интонацией. Даже если щенок не хочетподходить, надо отвлечь его от заинтересовавшего предмета, переключить внимание на игру и подозвать к себе по команде. Конечно, никаких усложнений приема, обхода сзади, посадки у левой ноги требовать от щенка еще нельзя, это отрабатывается гораздо позже. Нужно помнить, что до 2-2,5 месяцев у щенков происходит процесс образования чрезвычайно стойких условных рефлексов – так называемый процесс запечатления или импритинга. В этот короткий период, решается, кто будет предметом привязанности у собаки. Причем, сила запечатления увеличивается, если щенку приходится напрягаться, преодолевать препятствия для достижения цели. Надо воспользоваться этим моментом при первоначальной отработке команды “ко мне”. Для этого можно во время прогулки прятаться от щенка, чтобы он вынужден был искать хозяина. Когда же щенок найдет вас, обязательно приласкайте его и дайте лакомство. Не прячьтесь слишком усердно, щенок обязательно должен найти вас сам. Никогда не гоняйтесь за щенком, если он убегает, надо наоборот, сделать вид, что уходите или убегаете сами.
Далее щенка нужно постепенно обучить командам “сидеть”, “лежать” и “стоять”, именно в таком порядке. Не перегружайте щенка, пока он не достиг 3-4 месяцев, каждое занятие не должно превышать 5-10 минут, но заниматься со щенком можно по 5-7 раз в день. Если вы видите, что щенок устал и отвлекается, добейтесь выполнения данной команды и немедленно прекращайте занятия. Лучше всего сразу переключиться на игру.
Параллельно командам “сидеть”, “лежать”, “стоять”, дома отрабатывается команда “место”, а на улице “рядом” с обязательной остановкой и посадкой у проезжей части.
При отработке этих команд, не переусердствуйте с командой “место”, эта команда не должна ассоциироваться с наказанием, будьте терпеливы, отправив щенка на место, стоит дать ему игрушку и по началу, разрешать покинуть место (соответствующей командой, естественно) через 1-2 минуты, постепенно увеличивая время. Навыки хождения рядом, вырабатываются, скорее как привычка, а не команда. Щенок должен знать, что ходить нужно именно так и не как иначе. Остановку и посадку у проезжей части, лучше обозначать легким притопыванием правой ноги, а не голосам, но делать это нужно всегда, даже если нет машин на горизонте. Приучайте щенка, так же к тому, что без хозяина категорически запрещено сходить с тротуара.
Желательно, с самого юного возраста в процессе игры вырабатывать апортировочные
навыки. У многих щенков эти навыки уже заложены природой и их нужно, только закрепить. С теми же, у которых этих навыков нет, нужно немного повозиться. И чем раньше вы начнете, тем проще это сделать. Во время игры с любимой игрушкой, взяв в руки игрушку, подразните ею щенка, инстинктивно, он захочет ее схватить, в тот момент, когда он хватает игрушку, произнесите команду “апорт”, затем, не забирая игрушку, похвалите и дайте лакомство. Когда почувствуете, что лед тронулся, попробуйте отбрасывать игрушку на небольшое расстояние 0,5-1 м. Следующим этапом станет приучение щенка держать игрушку во рту некоторое время, здесь может понадобиться некоторое физическое усилие, но ни в коем случае нельзя причинять боль щенку. Если вы пробовали все выше перечисленное и у вас ничего не получается, оставьте самостоятельные попытки и обратитесь к профессиональному дрессировщику, лучше прямо сейчас. Не ждите 6 месяцев, скорее всего у вашего щенка ярко выраженное отсутствие инстинкта подноски и легкая корректировка сейчас, избавит вас от долгих мучений в будущем.
Еще один очень важный момент, особенно для владельцев кобелей, но не только. С самого момента появления щенка в вашем доме, приучайте его к тому, что каждый член семьи, в любой момент может спокойно подойти к его миске во время еды и даже засунуть туда руки. Часто щенок спокойно подпускает к своей миске, но если он грызет кость на своем месте, то берегись. Этого не должно быть никогда. Эту проверку нужно устраивать регулярно до года.
Самые распространенные проблемы, с которыми обращаются к дрессировщикам, это подбирание на улице, погони за кошками и погромы в квартире в отсутствие хозяев. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, то же самое и с кошками, и с подбиранием. Приучите щенка с младенчества, к тому, что обращать внимание на кошку запрещено, так же, как запрещено, подбирать на улице. Просто запрещайте ему и иногда, устраивайте провокации, попросите друзей подбрасывать косточки или др. лакомые кусочки (в случае с кошками, походить по местам
их обильного обитания) и внимательно следить, как только щенок делает попытку поднять что-либо (реагирует на кошку), резко одерните его и дайте запрещающую команду. Делать это лучше на поводке. Если же щенок не реагирует на провокации, когда он на привязи, а при свободном выгуле подбирает, то запаситесь куском гремящей цепи или пустой жестяной банкой, наполненной мелкими монетками, болтиками и гаечками и при попытке собаки что-то съесть или погнаться за кошкой,дайте запрещающую команду, одновременно швырнув в нее этим “оружием”, только без прямого попадания. В случае, когда щенок, все же что-то съел, а потом, как ни в чем небывало подходит к вам, ни в коем случае не наказывайте его, иначе перестанет подходить вовсе. Если чувствуете, что зашли в тупик, обратитесь к специалисту. С разгромленными квартирами, несколько сложнее, тут нет однозначного решения проблемы, но, соблюдая несколько “правил безопасности”, вы значительно облегчите участь своей квартиры, данные правила я, настоятельно, рекомендую соблюдать
и тем, чьи щенки ведут себя прилично, когда остаются одни. Перед тем, как уходите из дому на долго, хорошенько выгуляйте щенка и активно с ним поиграйте, так что бы щенок устал. Выберите несколько, особо любимых щенком, игрушек и давайте их ему, лишь, когда он один дома, возвращаясь, сразу прячьте их. И последнее правило, приходя домой после долгого отсутствия, уделите щенку внимание, похвалите его за хорошее поведение, поиграйте с ним, позанимайтесь. Ну и, конечно же, старайтесь элементарно прятать самые дорогие вам вещи.В данной статье я постаралась затронуть наиболее важные стороны воспитания и дрессировки, но естественно не все. Поэтому моим самым главным советом, будет совет постоянно контактировать и консультироваться с профессиональным дрессировщиком или хотя бы с заводчиком, с момента появления щенка в вашем доме, еще до того как у вас появятся проблемы и еще до того, как в 6 месяцев вы придете на дрессировочную площадку. Удачи вам.
Аня – парикмахер и дрессировщик, Украина/Израиль